Советы учащимся: как улучшить свою успеваемость? - СШ 1 г.Минска
👁Версия для слабовидящих
👁Обычная версия
Настройки

Советы учащимся: как улучшить свою успеваемость?

Советы учащимся: как улучшить свою успеваемость?
 
1. Почему ты не любишь учить уроки?
Очень может быть, что этот вопрос тебя вообще не касается - ты круглый отличник, и одна мысль о невыученных уроках вызывает у тебя ужас. Ну а если проблема невыполнимых домашних заданий все-таки имеет к тебе некоторое отношение, подумай, что же мешает тебе стать хорошим учеником или ученицей. Итак, ты не учишь уроки:
- потому что тебе кажется это скучным;
- потому что у тебя есть другие увлечения (занятия в кружке, студии, увлечение спортом или рукоделием) и они занимают много времени;
- потому что тебе лень;
- потому что считаешь, что из тебя все равно ничего не выйдет;
- потому что ты отстал в учебе;
- потому что тебе никто не помогает и не проверяет домашнее задание;
- потому что у тебя дома плохие условия.
Подчеркни то, что тебе подходит из списка.
А теперь разберемся, так ли уж уважительны причины, которыми ты объясняешь невыученные уроки и пробелы в знаниях.
Если тебе просто скучно или не хочется делать уроки, то это не оправдание. Только маленькие детишки живут по принципу "хочу - не хочу", но ты-то не в детском саду! Да и получать все время двойки, согласись, тоже приятного мало - гораздо приятнее похвастаться пятеркой в дневнике.
Если, ты махнул рукой на учебу, потому что считаешь что из тебя ничего не выйдет, то знай - это очень удобная отговорка для бездельников. И потом, с чего ты это взял? Ты ведь ничем не хуже других, и если приложишь чуть-чуть старания, обязательно добьешься успеха.Если ты отстал в учебе или дома у тебя плохие условия, попроси помощи у учительницы или одноклассников. Наверняка они тебе не откажут. И не тяни с этим, ведь чем раньше ты возьмешься за наверстывание упущенного, тем легче тебе будет это сделать.
А может быть ты не учишь уроки, потому что все равно тебя никто не проверяет и не помогает тебе? В таком случае тебе пора становиться более самостоятельным. Ведь ты уже взрослый и должен понимать, что учишься не для мамы с бабушкой, а для себя - чтобы стать умнее, чтобы тебя уважали учителя и одноклассники.
Если же причина появления двоек в твоем дневнике - нехватка времени для учебы, подумай, как лучше его распределить. Если, скажем, помимо школы, ты посещаешь спортивную секцию и еще какой-нибудь кружок, то, может быть, такая нагрузка все-таки слишком велика для тебя? В таком случае посоветуйся с родителями: наверняка они помогут найти выход. Но, скорее всего, придется выбирать, что тебе больше по душе, чем-то все равно придется пожертвовать, но уж точно не учебой.
 
 
2. Сказка о потерянном времени
Вернее, это не сказка, а очень даже правдивая история. И вообще: что уж тут сказочного, когда у тебя и правда нет времени ни погулять, ни сходить на каток, ни почитать книгу? Не говоря уже о том, чтобы пришить себе пуговицу или почистить обувь. А о том, чтобы помочь маме по хозяйству, - и речи быть не может. Она, бедная, только и слышит от тебя: "Я занят(а)! Я еще не приготовил(а) уроки!" Знакомая история?
Ты недоумеваешь, почему некоторые ребята справляются с домашними заданиями легко и быстро, и вот они уже гуляют во дворе, а ты честно просиживаешь за учебниками весь вечер и все равно ничего не успеваешь.
Действительно, почему? Что ребята, которые все успевают, - невероятно умные и способные? Вовсе не обязательно. Просто они умеют правильно распределять время и не теряют его даром. Давай подумаем, на что же уходят драгоценные минуты?
Например, не знакома ли тебе ситуация:
Придя из школы, Катя садится делать домашнее задание. Открывает учебник... и тут же закрывает его: "Ерундовое задание - его можно сделать за пять минут. Потом! А сейчас пойду поиграю в мяч - девчонки зовут".
Вернувшись с улицы, Катя опять садится за стол, открывает учебник... "Да ведь уже половина шестого, в это время обычно по телевизору начинаются мультики! Вот посмотрю - и сразу за уроки. Задание-то легкое, успею".
После мультиков бабушка зовет пить чай с пирогами - ну как отказаться? Потом звонит подруга - нужно срочно обсудить новое платье Машки из соседнего подъезда. Еще полчаса поговорили о моде, о погоде, о девчонках из параллельного класса и мальчишках из соседнего двора. На часах - половина восьмого. Катя опять открывает учебник... Но тут начинается любимый сериал: нельзя же пропустить новую серию!
Сериал кончился, но тут пришел брат, принес новую компьютерную игру. Интересно, как в нее не поиграть?
Оторвавшись наконец от компьютера, Катя смотрит на часы - половина одиннадцатого. "Спать хочется. Ах, да еще домашнее задание. Лучше завтра встану пораньше и сделаю. Задание-то ерундовое, успею перед завтраком..."
Ты, наверное, уже догадался(лась), чем кончилась эта история: Катя пришла в школу с невыполненным заданием. Когда учительница спросила, почему она не сделала домашнее задание, Катя честно ответила: "Не успела".
Ну как, знакома тебе такая ситуация?
"Так как же сделать, чтобы время попусту не терять?", - спросишь ты. Есть один секрет. Вернее, не один, а несколько чудесных правил, узнав о которых, ты будешь успевать сделать гораздо больше дел, чем обычно.
 
3. Правила для тех, кто хочет все успевать и не тратить время даром
- Придя из школы домой, посмотри, сколько уроков задано на завтра и насколько они трудные? Прикинь, сколько примерно времени займет выполнение заданий. Прибавь к этому еще полчаса на непредвиденные обстоятельства.
- Заранее определись, когда ты будешь делать домашнее задание. Например, скажи себе: "После обеда работаю два часа, а остальное - личное время". И как решил(а), так и сделай.
- Следуй принципу: "Сделал дело - гуляй смело".
- Старайся готовить уроки в тот же день, когда они заданы, а не потом - например, через два дня. Так тебе не придется долго вспоминать, как вы решали такие же задачи в классе.
- Начинай готовить уроки с наиболее трудных, лучше с письменных заданий - легче разберешься, пока еще не устал(а).
- Когда делаешь уроки не отвлекайся, не думай о посторонних вещах и не мечтай.
- Не сиди над уроками дольше, чем два часа, без перерыва. После этого времени необходимо передохнуть, а лучше всего прогуляться.
- Невнимательность на уроках - это потеря времени! Если ты отвлекаешься, то позже потратишь больше времени, чтобы выучит то, что могла бы узнать за 45 минут.
- Держи все свои вещи и книги в порядке, чтобы у каждой было свое определенное место. Тогда тебе не придется по полчаса тратить на поиски линейки или словаря.
- Приготовь с вечера все, что понадобится завтра, чтобы утром не тратить времени на поиски нужной вещи или не забыть ее в спешке.
- Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти раньше на две-три минуты, чем опоздать.
- Никогда не обещай того, чего не можешь выполнить. Например, если завтра у тебя контрольная по математике, нужно сдать книги в библиотеку и забежать на минуточку к бабушке, то не обещай подруге (другу), что пойдешь с ней (с ним) гулять.
- Умей рассчитывать свои силы. Не взваливай на себя слишком большую нагрузку. Конечно, интересных занятий - великое множество, и хочется попробовать себя во всем. Но посещать одновременно три кружка, две студии и спортивную секцию не по силам никому.
- Меньше слов - больше дела. Даже если ты целый час будешь жаловаться окружающим, как много задали тебе сегодня в школе, заданий от этого меньше не станет. А вот времени на его выполнение точно останется меньше. Но если вместо того чтобы болтать о жутких нагрузках, ты сядешь за стол и возьмешься за работу, то постепенно справишься со своими уроками.
Если ты будешь беречь свое время и поймешь, какое оно дорогое, ты будешь успевать все: и приготовить вовремя уроки, и поиграть, и погулять и почитать.
 
 
 
4. Учись... правильно учить
Каким образом ты обычно учишь правила или заданные на дом стихотворения? Скорее всего, читаешь текст много раз, пока как следует не зазубришь. Уходит на это уйма времени, а самое ужасное, что уже на утро все с таким трудом выученное вылетает у тебя из головы.
Не стоит винить свою плохую память - все дело в том, что ты не правильно учишь. Ведь кроме зубрежки, которая никакого толка не приносит, существует много способов запомнить урок. Причем запомнить его быстро и надолго. Главное - выбрать тот способ, который подходит именно тебе.
Дело в том, что есть люди, которые лучше всего запоминают написанный текст, так как лучше всего у них развита зрительная память: стоит такому человеку несколько раз прочитать страницу, как она словно отпечатывается у него в памяти. Для запоминания в таком случае лучше использовать рисунки и другие наглядные изображения.
Другие ребята легче всего запоминают услышанную информацию. Им можно посоветовать проговаривать текст, который нужно заучить, про себя.
Третьим, чтобы лучше всего что-то запомнить, нужно обязательно собственноручно записать это на бумаге.
Узнай, каким образом тебе легче всего запоминать информацию, и используй это с выгодой для себя.
А еще можно использовать такой способ: вечером несколько раз прочитай текст, который тебе надо выучить, а потом отложи книгу и займись другими делами. На следующее утро повтори этот материал еще раза 3-4. После этого, вот увидишь, - материал отложится у тебя в голове.
 
5. Формула успеха
Не всегда все в учебе дается легко. Иногда кажется, что выполнить какую-то важную задачу, например, написать трудную контрольную по математике на пятерку или победить в спортивных соревнованиях просто выше твоих сил. А знаешь, что, вернее кто чаще всего мешает добиться тебе успеха? Ты сам(а). Да-да не удивляйся. Дело в том, что в такой ситуации очень важен твой собственный настрой. И если в твоей голове постоянно крутятся мысли: "Я никогда не смогу этого сделать", "Это недостижимая для меня цель", "Я наверняка проиграю", то удачи тебе точно не видать. Если ты заранее пасуешь перед каждой трудностью и мысленно настраиваешься на поражение, то неудивительно, что преодолеть сложности тебе не удается.
Очень важно дать самой себе установку на победу: почаще повторяй про себя: "У меня все получится", "Я обязательно справлюсь с этой задачей", "Раз кто-то смог справится с этой трудностью, то и я смогу".
Если ты действительно захочешь чего-то добиться, поставишь перед собой четкую цель и поверишь в себя, то обязательно достигнешь желаемого (разумеется, приложив для этого определенные усилия).
 
Педагог-психолог                                               Кузнецов Д.А.