Медиация – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Сегодня учреждение образования является значимым социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей современного общества. Центральным компонентом школы является образовательная среда, которая выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая условия для формирования личности, как учащегося, так и педагога. Эта личность обладает способностями постоянно развиваться и осваивать новый социальный опыт. Поддерживает эту реальность – установление взаимоотношений между всеми участниками образовательной среды (между учениками и учениками, учениками и учителями, администрацией и учителями, учителями и родителями, учениками и родителями.). Качество этих отношений определяет качество образовательной среды и обусловливает ее психологическую безопасность.
Основными критериями психологической безопасности являются:
1) формирование у участников образовательных отношений конфликтологической компетентности на основе умений сотрудничества, диалога и конструктивного разрешения конфликтов;
2) обучение учащихся, педагогов и родителей навыкам посредничества в разрешении конфликтов;
3) медиативный подход в разрешении всех видов школьных конфликтов в рамках деятельности школьной службы медиации;
4) возможность соблюдения прав и защиты интересов всех участников образовательной среды.
Школьная служба медиации вне зависимости от степени ее использования оказывает положительное влияние на все уровни жизни школьного коллектива. Она улучшает психологический климат, отношения между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями, способствует развитию самоуправления. Она удачно дополняет уже существующую систему управления школой. Она также позволяет на практике обучать ненасильственным формам взаимодействия и демонстрирует преимущества конструктивного разрешения конфликта. Участие в обучающей программе по медиации способствует формированию у учащихся уверенного поведения, повышению самооценки и самодисциплины, развитию критического мышления, навыков принятия решения. Участники проекта отмечают удовлетворённость деятельностью в экспериментальном проекте, повышение конфликтологической, коммуникативной и профессиональной (педагоги) компетентности. В практику работы учреждений образования вошли новые, эффективные формы разрешения конфликтных ситуаций.
Значимость школьной медиации для учащихся:
1. Учащиеся принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
2. Учащиеся учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
3. Учащиеся учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
4. Учащиеся берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
5. Учащиеся учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
6. Учащиеся учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
7. Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации учащиеся переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.
Значимость школьной медиации для школьных медиаторов:
У них повышается самооценка.
Развиваются лидерские качества.
Улучшаются речевые способности и коммуникативные навыки.
Они приобретают навыки ассертивного (уверенного) поведения, учатся управлять своими эмоциями.
Развивается их конфликтологическая компетентность.
Они заинтересованы в профилактике насилия в школьной среде.
В своей собственной жизни они ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.
Значимость школьной медиации для психологической безопасности школьной среды:
Снижается количество школьных конфликтов.
В разрешении конфликтных ситуаций идет ориентация на конструктивные, примирительные способы.
Снижается количество правонарушений со стороны школьников.
Среди участников школьной среды растет способность к сотрудничеству и взаимопониманию.
Повышается уровень успеваемости.
Улучшается социально-психологический климат школьного класса.
Растет сотрудничество между педагогами и родителями, родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.
Школьная служба медиации – это служба, созданная в учреждении общего среднего образования и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам школьной медиации и медиативного подхода.
Основная цель школьной службы медиации и разрешения конфликтов – внедрение новых альтернативных форм разрешения конфликтов в учреждениях общего среднего образования.


раскрыть » / « свернуть