С целью повышения качества образования по физике педагогам рекомендуется:
При планировании уроков обратить внимание на следующие вопросы:
1. При отборе содержания учебного материала к уроку:
- четко ранжировать учебный материал по степени важности, отказываясь от второстепенной информации;
- определять уровень усвоения элементов содержания образования на конкретном уроке [4];
- соотносить содержание учебного материала с обобщенными планами изучения физических объектов с целью определения полноты представления информации в учебном пособии [4];
- определять, какие специальные и общеучебные умения будут формироваться при изучении учебного материала на уроке [1];
- подбирать информацию о значении изучаемого материала в жизни человека [10].
2. Продумывать способы привлечения учащихся к постановке целей урока с помощью обобщенных планов изучения физических объектов [7].
3. Планировать организацию самостоятельной работы учащихся по изучению нового учебного материала, т.к. малая доля самостоятельной работы на уроке приводит к тому, что ученик не отделяет свою деятельность от работы учителя, в результате чего исчезает главное в учении – осознанное усвоение учебного материала, прочные навыки самообразования, прочность знаний и умений.
4. Выбирать формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке с учетом современных подходов к конструированию урока: дискретного, системно-структурного, коммуникативного, демонстрационного и др. [11].
При проведении уроков:
- использовать различные приемы формирования мотивации учебной деятельности учащихся, в том числе привлекать результаты наблюдений учащихся за физическими явлениями (жизненный опыт школьников);
- корректировать математические знания учащихся, используя индивидуальные карточки [5];
- на каждом уроке обязательно проверять выполнение домашнего задания с целью обнаружения и устранения пробелов в знаниях учащихся;
Устранению пробелов в знаниях учащихся будет также способствовать обязательный качественный анализ результатов контрольных работ; оказание индивидуальной помощи в ходе самостоятельной работы; проведение поддерживающих занятий; рефлексия учебной деятельности учащихся и её результатов и др;
- проводить рефлексию учебной деятельности учащихся не только в ходе подведения итогов урока, но и для устранения затруднений на любом этапе урока, акцентируя внимание учащихся на смысле рефлексии, важности этого умения в жизнедеятельности человека;
- предотвращать ситуации незанятости учащихся на уроке, приводящие к шуму и нарушениям дисциплины;
- корректировать домашнее задание (объем, уровень сложности) с учетом результатов учебной деятельности учащихся на уроке, индивидуальных познавательных возможностей учащихся.
5. Снижению дефицита учебного времени на уроке будет способствовать:
- четкая регламентация всех видов деятельности учителя и учащихся на этапе составления плана урока [11];
- тщательный отбор учебной информации к уроку, отказ от воспроизведения (пересказа) учителем всего нового учебного материала на уроке;
- целенаправленное формирование общеучебных умений и навыков учащихся (умение работать с текстом, владение приемами рациональной организации учебного труда, рефлексии, логического мышления существенно экономят время усвоения учебного материала) [9];
- систематическая работа по повышению мотивации учения;
- использование игровых форм проведения уроков решения задач [4]. Главное достоинство этих форм в том, что в решении задач принимает участие каждый ученик, а работа проходит на высоком эмоциональном уровне.
6. С целью оказания методической помощи педагогам на заседаниях методических объединений учителей физики рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
- пути формирования мотивации учения;
- организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- реализация индивидуального подхода в обучении;
- формирование общеучебных умений и навыков: организационных, информационных, интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, умения работать самостоятельно;
- современные подходы к конструированию урока;
- использование ЭСО в образовательном процессе.
В процессе обучения физике рекомендуется использовать следующую литературу:
1. Воровщиков, С.Г. Азбука логического мышления: учебное пособие для старших классов. М., 2005
2. Кабардин, О.Ф. Обучение должно быть трудным, но обязательно победным для всех школьников. // Физика в школе, № 1, 2008, с. 3-8.
3. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксенозова. – М., 2000.
4. Кульбицкий, Д.И. Методика обучения физике в средней школе. Минск, 2007.
5. Одинцова, Н.И., Яковец Е.Е. Математические затруднения школьников при изучении физики и пути их преодоления. // Физика в школе, №3, 2007, с. 22-29.
6. Пунский, В.О. Азбука учебного труда. – М., 1988.
7. Скворцова, Г. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей. // Первое сентября, № 4, 2008, с. 10.
8. Татьянченко, Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование, № 8, 2003, с.115-126.
9. Фридман, Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений. – Мн.: ИПК образования, 1995.
10. Цвирко, Л.С. и др. Вопросы экологии в курсе физики средней школы. «Белый ветер». Мозырь, 1999.
11. Исаченкова Л.А и др. Учет методологических подходов при разработке дидактических сценариев уроков по физике. // Фізіка: праблемы выкладання, № 2, 2011 г.